http://obj.altapress.ru/picture/width/584/17390.jpg

НА РАЗМЕР БОЛЬШЕ
Все знают – зимняя обувь должна быть не только теплой, но и просторной, иначе ноги все равно замерзнут. А как быть с автомобилем?
С появлением ВАЗ-21103 "десятки" совершенно официально "обулись" в 14-дюймовые шины. Подбором зимней обуви для "сто третьей" мы планируем заняться в ближайшее время, а пока… почему бы не попробовать разные "дюймы" для серийных "восьмерок" и "десяток" – благо их владельцы без особых проблем могут поставить шины как стандартного, так и большего размера. Может быть, и здесь больше – значит лучше?
Мы решили сравнить покрышки одного производителя, одной модели, с одинаковым рисунком протектора, но разной размерности – 175/70R13 и 175/65R14. Выбор пал на одну из самых "зубастых" зимних шин "НИИШП-Ралли 2000".
Для чистоты и полноты эксперимента в нем задействовали два редакционных автомобиля: ВАЗ-2111 и ВАЗ-21093. Меняясь шинами, их водители обменивались и всей накопленной информацией.

"НИИШП-Ралли 2000" 13".

"НИИШП-Ралли 2000" 14".
Внешние отличия. Как и положено, близнецы похожи, словно две капли воды. Одинаковые, грубо нарезанные шашки протектора, схожие надписи на боковинах, минимальная разница в наружных диаметрах. Тем не менее, отличить их довольно просто – в протекторе более поздней модели (14-дюймовой) есть отверстия под шипы. Кроме того, у нее чуть более мелкие шашки.
Для начала – взвешивание. В сборе со штатным стальным диском "большой" "НИИШП-Ралли" тяжелее "меньшого" собрата на целых 1,5 кг – цифра, уже заставляющая задуматься. Но внешне даже на обычных стальных колесах оба автомобиля смотрятся гораздо эффектнее именно с шинами 175/65R14, а это не сбросить со счетов.
На дороге. Пока машины проходили положенную пятисоткилометровую обкатку, мы постарались собрать максимум сопутствующей информации. Выяснилось, что "родственники" по-разному влияют на поведение автомобиля. Наиболее заметно изменение продольной динамики. Обувая "большой" "НИИШП-Ралли", вы словно вешаете на машину тяжеленные оковы. Особенно страдает эластичность. Даже не сосредотачиваясь специально на этом параметре, сразу ощущаешь нехватку крутящего момента при троганье с места, необходимость "подкручивать" мотор до 4000–4500 об/мин при вполне обычном разгоне, леность реакций на высших передачах. И это на асфальте – на снегу разница еще заметнее.
Трогаемся с места: "большие" ведущие колеса почему-то все время буксуют, автомобиль явно проигрывает старт. Они требуют более энергичной работы акселератором и, следовательно, более склонны к пробуксовке.
В установившемся движении шансы шин, казалось, должны были выровняться – ан нет! Даже на незначительном подъемчике колеса "на 14" тут же начинают "душить" двигатель, заставляя перейти на пониженные передачи.
Управляемость. Оценивая этот параметр, убедились: автомобиль явно симпатизирует "большому" НИИШПу. На нем реакции машины становятся более собранными и цельными, она лучше отслеживает заданную траекторию, точнее выполняет команды водителя.
На снегу, да и на смешанном покрытии обе "обувки" не идеал. Они настолько стремятся подчеркнуть свое спортивное происхождение, что цепляются за малейшую проплешинку, бугорок или просто более шершавую поверхность, тут же передавая все это на автомобиль, и без того склонный к рысканьям на снежном покрытии. В общем, толчки и рывки из стороны в сторону становятся неотъемлемой частью прямолинейного движения.
Тут-то мы вдруг обнаруживаем, что на 14-дюймовых шинах машина движется гораздо плавнее. В повороте нет столь характерных для 13-дюймовых быстрых и резких "провалов" в занос с последующей не менее резкой стабилизацией.
Автомобиль на "больших" шинах ведет себя мягче, чаще прощает ошибки, да и контролировать его поведение легче и удобнее. В общем, управляемость – определенно в пользу "большого брата".
Шумность. Как ни удивительно, и здесь выявились различия: менее шумными показались 13-дюймовые покрышки. Конечно, и они не отличаются тишиной, гудят на дороге весьма основательно. Но собрат покрупнее здесь выглядит хуже. Особенно заметна разница в диапазоне 60–80 км/ч.
Вибронагруженность. Тут оба варианта почти одинаковы: шины довольно жестко реагируют на мелкие неровности, старательно передавая их на кузов автомобиля. Несколько лучше демпфирует толчки 13-дюймовый "НИИШП-Ралли", который выглядит на фоне "большего собрата" чуть комфортнее.
На полигоне. Как видно из таблицы, почти все наши впечатления подтверждаются цифрами. По части разгонной динамики "легкий" вариант обходит своего конкурента. Уступить почти две секунды при разгоне на первой передаче с места до 30 км/ч, согласитесь, многовато. Чуть менее выразительны показатели эластичности, но и они не в пользу 14-дюймового колеса.
С торможением ситуация получше. Обе покрышки показали примерно одинаковый результат, но более стабильны показатели 13-дюймовой – как, впрочем, и по выбегу, и по топливной экономичности.
Итог предельно ясен. Если ваш автомобиль, что называется, "заточен" под 13-дюймовую "обувку", она для него все же предпочтительнее.
Иное дело нестандартные тюнинговые автомобили. Подбор резины для них – вопрос, конечно, сугубо индивидуальный, но при условии более мощного двигателя и, как правило, изменения передаточных чисел в трансмиссии не исключен вариант, когда 14 дюймов окажутся предпочтительнее. К тому же нельзя сбрасывать со счетов лучшую управляемость.
Ну а владельцам серийных ВАЗов лучше не экспериментировать: слишком большая "обувка" – это тоже плохо.